Виктор Астафьев — «бесстрашный солдат литературы»
Астафьев — человек удивительной судьбы. Уроженец Сибири, он прошел детдомовскую жизненную школу, воочию видел страшное лицо войны, стал классиком еще при жизни.
Через сиротство и бездомность
Детские и юношеские годы известного сибирского писателя-фронтовика Виктора Петровича Астафьева выпали на непростое время. На свет он появился в Овсянке, небольшом селе близ Красноярска, в 1924 году. Его отца, осужденного за «вредительство», на пять лет выслали из родных мест. В этот же, 1931-й, год семилетний Витя лишился и матери: в очередной раз навещая опального супруга, она утонула в бурных водах Енисея. Долго не мог Астафьев смириться с этой потерей. Позднее, став писателем, он посвятил памяти матери повесть «Перевал».
На несколько лет его заступницей и кормилицей стала бабушка Катерина Петровна, которая раньше других увидела во внуке какую-то странную душевную открытость. Считая, что это не что иное, как порча, она то и дело вздыхала и испуганно качала головой. Годы, проведенные с бабушкой и впоследствии описанные в автобиографической повести «Последний поклон», стали самыми светлыми и счастливыми в детстве Астафьева.
Когда отец писателя досрочно вышел на свободу и повторно связал себя узами брака, семья перебралась в Игарку. Однако отношения с мачехой у Вити не складывались: ей (впрочем, как и отцу) подросток просто мешал. После нескольких месяцев уличных скитаний его отправили в детский дом. Именно там Игнатий Рождественский, сибирский поэт и педагог, ставший другом и наставником юного Астафьева, заметил и по достоинству оценил его первые литературные опыты. В интернатский период была написана и небольшая зарисовка о любимом озере, спустя годы превратившаяся в рассказ «Васюткино озеро».
Началась война. К этому моменту семнадцатилетний Астафьев уже оставил стены детдома и устроился коновозчиком на завод. Потом в его жизни была железнодорожная школа, по окончании которой он добровольно записался на фронт. Сменив за годы войны несколько профессий: шофера, артразведчика, связиста; оставив за плечами форсирование Днепра, Корсунь-Шевченковскую операцию, бои на Брянском и Воронежском фронтах, Астафьев был выдернут с поля боя тяжелым ранением. В письме, вошедшем в книгу «Нет мне ответа…», он отмечал: «Маленький, совсем малограмотный, я уже сочинял стихи и разного рода истории, за что на войне меня любили и даже с плацдарма вытащили, но там, на плацдарме, осталась половина меня — моей памяти, один глаз, половина веры, половина бездумности, и полностью остался мальчик, который долго во мне удобно жил, веселый, глазастый и неунывающий».
«Пусть имя мое живет в трудах моих»
После демобилизации Астафьев вместе с супругой, медсестрой Марией Корякиной, с которой ему посчастливилось познакомиться в госпитале, поселился в уральском городе Чусовом. Как и все молодожены, они вели обычную послевоенную жизнь. Чтобы содержать семью, Виктор Петрович был вынужден заниматься низкооплачиваемым неквалифицированным трудом, часто менять профессии. Но в один момент все изменилось. На заседании литературного объединения, организованного при местной газете, Астафьев услышал короткую историю бывшего политработника о «красивой», «образцовой» войне. Его негодованию не было конца, от вранья звенело в ушах. Решив, что победить ложь можно только истиной, он буквально за ночь написал «Гражданского человека» — небольшое произведение о настоящей войне, в котором все — «сплошная правда». Это было только начало.
Спустя два года в Молотове свет увидела первая книга Астафьева — «До будущей весны». Начав писательский труд с рассказов для детей, Виктор Петрович практически сразу определил для себя две ведущие темы — военную и деревенскую. В его «Затесях», сборнике лирических зарисовок, раздумий о жизни, произведения объединены одной главной идеей — убедить читателя слышать боль каждого.
Литературные критики отмечали, что проза Астафьева наполнена «суровой, корявой шершавостью звучания, неприглаженностью, необструганностью деталей и образов», ей свойственны «живое чувство слова, свежесть восприятия».
В 1980 году писатель вернулся на свою историческую родину. Здесь, в Красноярске, начался новый период его творчества. Вдохновленный любимой Сибирью, он написал «Слепого рыбака», «Мною рожденного», «Медвежью кровь» и ряд других рассказов.
На берегах Енисея было создано и главное произведение Астафьева о войне — «Прокляты и убиты». Написав две части романа, третью он оставил незавершенной. Устал. Сказались на работе и противоречивые отзывы, и обвинения в «шовинизме» и «русофобии».
Умер Астафьев на семьдесят восьмом году жизни. В своем завещании он написал: «Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей…».